КОНТРРАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ
Высшая краснознаменная школа Комитета Государственной Безопасности
при Совете Министров СССР им. Ф. Э. Дзержинского, 1972 г.


В






Ввод агента

- разновидность внедрения агента, при которой инициатива в установлении доверительных отношений с разрабатываемым, проверяемым и другими лицами, интересующими органы госбезопасности, исходит от агента, действующего по заданию оперативного работника.

Ввод агента является по существу процессом постепенного формирования отношений, основанных на доверии разрабатываемого и других объектов оперативных действий к агенту, уверенности в его надежности. Ввод агента можно считать законченным, когда отношения, сложившиеся у агента с лицами, интересующими органы госбезопасности, создадут реальные возможности для выявления агентом скрываемых ими подрывных и иных действий.

Существует два основных способа ввода агента: непосредственный ввод и ввод через посредников.

При непосредственном вводе агент с помощью органов государственной безопасности лично, без посредников, вступает в общение с разрабатываемым или другими объектами оперативных действий, устанавливает с ними соответствующие отношения, позволяющие решать оперативные задачи.

При вводе агента через посредников вводимый агент сначала вступает в контакт с посредником, а затем через него с разрабатываемым или другими лицами, интересующими органы госбезопасности. Посредник не только знакомит агента с этими лицами, по и содействует, как правило, установлению между ними близких отношений. В качестве посредников могут использоваться агенты и доверенные лица органов КГБ или связи лиц, которыми интересуются органы госбезопасности.


Внедрение агента органов государственной безопасности

- способ агентурного проникновения в разведывательные и иные специальные службы противника, их агентурную сеть, в зарубежные антисоветские организации, а также в антисоветские группы внутри страны и в среду разрабатываемых лиц.

Суть внедрения состоит в том, что агент по заданию органов КГБ становится сотрудником (агентом) разведки противника, участником зарубежной антисоветской организации, антисоветской группы внутри страны или близкой связью разрабатываемого. Достигается это тем, что органы КГБ совместно с агентом создают условия, позволяющие ему вступить в контакт с сотрудниками (агентами) капиталистической разведки, участниками зарубежной антисоветской организации и т. д. непосредственно или через их связи, по рекомендации последних. Затем, развивая сложившиеся отношения, агент завоевывает доверие противника, приобретает в лагере врага положение, которое обеспечивает ему доступ к скрытым источникам информации, позволяет выявлять некоторые тайны и замыслы противника, оказывать на него выгодное органам КГБ влияние.

Обстоятельством, облегчающим осуществление внедрение агентов, является стремление противника расширить свои разведывательные возможности, стягивать и сферу подрывной деятельности новых лиц, приобретать агентуру для работы против СССР и других социалистических стран, стремление антисоветских центров и групп расширять свой состав путем привлечении новых членов.

Для успешного проведения мероприятий по внедрению необходимо знать контингент, из которого противник комплектует штаты своих специальных служб, принципы, в соответствии с которыми происходит набор сотрудников и вербовка агентов, круг лиц, на который ориентируются зарубежные антисоветские организации и антисоветские элементы внутри страны.

Разновидностями внедрения агентов являются: ввод агента и подстава агента.


Внештатный оперативный сотрудник

- лицо, привлеченное на общественных началах оказывать помощь органам госбезопасности в контрразведывательной работе на режимных объектах промышленности и транспорта, на некоторых объектах Министерства обороны, a также на других объектах, контрразведывательным обеспечением которых занимаются органы КГБ. Внештатному оперативному сотруднику вменяется в обязанность работать с переданными ему на связь агентами, приобретать доверенных лиц (стукачей "штатных") и работать с ними, оказывать помощь в обеспечении сохранности государственных секретов, в расследовании фактов утраты секретных документов и изделий, в предупреждении открытых враждебных проявлений, в изучении отдельных лиц, заслуживающих оперативного внимания, в проверке сигналов, в проведении профилактических мероприятий и в решении некоторых других вопросов.

Внештатные оперативные сотрудники приобретаются по согласованию с партийными органами из числа офицеров запаса КГБ и Советской Армии, предназначенных для работы в особый период в органах государственной безопасности Им выдаются удостоверения установленного образна и на каждого из них в оперативных подразделениях КГБ заводится личное дело.


Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК)

- орган диктатуры пролетариата по борьбе с внешней и внутренней контрреволюцией, созданный по инициативе В. И. Ленина Декретом СНК от 7(20) декабря 1917 года.

ВЧК как орган диктатуры пролетариата выполняла следующие основные задачи: пресечение контрреволюционных действии на всей территории России, предание суду революционного трибунала всех саботажников и контрреволюционеров и выработка мер борьбы с ними.

СНК определил следующую структуру ВЧК:

1. Коллегия и Президиум ВЧК.

2. Информационный отдел.

3. Организационный (позднее Иногородний) отдел.

4. Отдел борьбы.

В 1918-1921 годах создаются и другие чекистские подразделения. Так, 19 декабря 1918 года создаются особые отделы ВЧК, 7августа 1918 года - органы ЧК на железнодорожном транспорте. 24 ноября 1920 года в ведение ВЧК передается охрана государственной границы. 20 декабря 1920 года создается Иностранный отдел ВЧК, а 14 января 1921 года - Секретно-оперативное управление, в состав которого вошли все оперативные отделы. 25 января 1921 года было создано Экономическое управление. К концу 1921 года центральный аппарат ВЧК имел в своем составе пять управлений и пять самостоятельных отделов.

Председателем ВЧК был Ф. Э. Дзержинский.

В первое время главным методом ВЧК было открытое подавление контрреволюции с применением арестов, обысков, облав, засад. Затем стали применяться агенты, наружное наблюдение, ПК, оперативно-технические средства.

Права ВЧК определялись общими принципами карательной политики Советского государства, которая строилась на основе сочетания методов убеждения и принуждения.

По декрету СНК от 21 февраля 1918 года "Социалистическое отечество в опасности", написанному В. И. Лениным, ВЧК имела право непосредственной расправы, вплоть до расстрела, за принадлежность к контрреволюционным организациям и участие в заговорах, за государственную измену, шпионаж, бандитизм, спекуляцию.

В Положении о ВЧК от 28 октября 1918 года и ее органах на местах и других нормативных актах определялись правовое положение и основные направлении агентурно-оперативной деятельности органов госбезопасности. В 1919-1921 годах методы и средства борьбы контрреволюцией и иностранными разведками совершенствовались. Коллегия ВЧК принимала меры к дальнейшему развитию негласных оперативных средств: агентуры, наружного наблюдения и ПК. Был создан закордонный агентурный аппарат для ведения разведки и контрразведки.

После окончания гражданской войны и изменения в нашей стране форм классовой борьбы исчезла необходимость в существовании особого органа государства, пользовавшегося чрезвычайными правами и полномочиями в борьбе с классовым врагом. Особо важное значение приобретало установление строгих начал революционной законности, укрепление советских судебных учреждений.

28 декабря 1921 года IX съезд Советов принял решение о реорганизации органов ВЧК, а 6 февраля 1922 года ВЦИК РСФСР своим декретом упразднил ВЧК и создал при НКВД РСФСР Государственное политическое управление (ГПУ).


Выемка корреспонденции контрольная

- негласная выемка корреспонденции из почтовых ящиков, расположенных в местах, часто посещаемых иностранцами и другими лицами, разрабатываемыми органами госбезопасности. Осуществляется с целью обнаружения представляющих оперативный интерес почтовых отправлений этих лиц. Выемка корреспонденции контрольная применяется также о тех случаях, когда объекты наружного наблюдения находились вблизи почтовых ящиков, причем их действия а этот момент не контролировались.