КОНТРРАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ
Высшая краснознаменная школа Комитета Государственной Безопасности
при Совете Министров СССР им. Ф. Э. Дзержинского, 1972 г.


О






Общества по культурным связям с соотечественниками за рубежом

- республиканские общественные организации, созданные в 1963 году на Украине и в Белоруссии для проведения патриотической работы среди соотечественников, оказавшихся за границей (см. Советский комитет по культурным связям с соотечественниками за рубежом).


Объект установки

- лицо, в отношении которого по заданию оперативного подразделении органа КГБ производится оперативная установка (см. Установка оперативная).

Объектом установки могут быть лица, разрабатываемые, разыскиваемые или проверяемые органами КГБ, их родственники и знакомые, кандидаты на вербовку в качестве агентов и т. д.


Обыск негласный

- метод оперативной деятельности, применяемый сотрудниками органов госбезопасности с целью отыскания и отображения в оперативных документах материальные следов (документов, предметов) преступной деятельности лица (группы лиц), проверяемого или разрабатываемого органами государственной безопасности.

Обыск негласный может производиться в жилых помещениях, принадлежащих разрабатываемым или проверяемым лицам, на их рабочих местах, в их личных вещах, а также во всех других местах, где они могут хранить документы, орудия и другие предметы, используемые в преступной деятельности.

Негласный обыск тщательно готовится, принимаются меры, исключающие возможность появления на месте обыска разрабатываемых и других лиц. Соблюдаются необходимые меры предосторожности, чтобы после негласного обыска не оставалось следов. В процессе обыска обнаруженные документы и предметы, имеющие значение для деля, фотографируются.




ОГПУ

- сокращенное наименование Объединенного государственного политического управления при Совете Народных Комиссаров СССР - союзно-республиканского ведомства, существовавшего со 2 ноября 1923 года по 10 июля 1934 года. ОГПУ было создано Постановлением Президиума ЦИК СССР в целях объединения усилий союзных республик в борьбе с политической и экономической контрреволюций, шпионажем и бандитизмом. 15 ноября 1923 года ЦИК СССР утвердил Положение об ОГПУ, согласно которому на этот орган возлагалось ведение всей разведывательной и контрразведывательной работы, а также борьба с бандитизмом. Председатель ОГПУ назначался Президиумом ЦИК СССР и входил в состав СНК СССР с правом совещательного голоса. Государственные политические управления союзных республик подчинялись ОГПУ. Правомочия ОГПУ были закреплены в специальной главе (статьи 61 - 63 Конституции СССР 1924 года).

Под руководством Коммунистической партии, при поддержке советского народа ОГПУ проделало огромную работу в борьбе с подрывной деятельностью капиталистических разведок и антисоветских элементов внутри страны.

В связи с 10-летием органов государственной безопасности ОГПУ было награждено орденом Красного Знамени.

Функции ОГПУ на основании Постановления ЦИК СССР от 10 июня 1931 года перешли к Главному управлению государственной безопасности (ГУГБ) НКВД СССР.


Оперативное предупреждение подрывной деятельности противника - вид оперативной деятельности органов государственной безопасности, направленный на то, чтобы с помощью оперативных сил, средств и методов предотвратить подрывные действии противника.

Методами оперативного предупреждения подрывной деятельности противника являются:

удержание от подрывных действий (органы госбезопасности, скрыто воздействуй на сознание и волю противника, побуждают его отказаться от осуществления подрывного действия);

отвлечение на негодный объект (органы госбезопасности, скрыто воздействуя на сознание противника, дезориентируют его и направляют его усилия на такой объект, взаимодействие с которым не может дать нужного ему результата);

затруднение подрывных действий (органы госбезопасности создают препятствия, которые мешают противнику установить контакт с объектом действия, что лишает его возможности осуществить их);

лишение орудий совершения подрывных действий (органы госбезопасности препятствуют противнику в приобретении орудий для подрывной деятельности, изымают их или приводят в негодность и тем самым не позволяют осуществить задуманное действие).




Оперативное пресечение подрывной деятельности противника

- вид оперативной деятельности органов государственной безопасности, направленный на то, чтобы прекратить с помощью оперативных сил, средств и методов проводимую противником подрывную деятельность.

Методами оперативного пресечения подрывной деятельности противника являются: склонение к прекращению подрывной деятельности, компрометация, разложение организаций и групп, разоблачение.




Операция вербовочная

- разновидность контрразведывательной (разведывательной) операции, преследующей цель - установить агентурные отношения с определенным лицом из лагеря противника.

Операция вербовочная складывается из следующих взаимосвязанных и объединенных одной целью этапов: изучение подобранного кандидата на вербовку для определения его пригодности к сотрудничеству (надежности, разведывательных возможностей и т. п.); выяснение возможной основы вербовки и формирование ее в необходимых случаях; подготовка условий для проведения самой вербовки (определение времени, подыскание места, организация встречи с кандидатом и др.); осуществление вербовки; закрепление вербовки. Названные этапы вербовочной операции не всегда осуществляются в указанной последовательности, некоторые из них могут проводиться одновременно. Закрепление вербовки может продолжаться длительное время после получения от вербуемого согласия на сотрудничество.

Нередко в вербовочные операции перерастают оперативные и разведывательные контакты, первоначально не преследовавшие цели вербовки.




Осмотр негласный

- метод оперативной деятельности, применяемый сотрудниками органов госбезопасности с целью проверки оперативной информации и ознакомления с имеющимися у разрабатываемого или проверяемого лица (группы лиц) документами, орудиями и другими предметами, используемыми им в подрывной работе.

В отличие от обыска негласного негласный осмотр осуществляется только в тех местах (тайнике, портфеле и т. п.), где, по поступившим данным, разрабатываемое или проверяемое органами госбезопасности лицо хранит документы и другие предметы, используемые в подрывной деятельности.

Подобный осмотр должен быть подготовлен и обеспечен таким образом, чтобы исключить на протяжении необходимого времени появление разрабатываемого и других лиц на месте осмотра. Негласный осмотр должен проводиться с соблюдением необходимых мер предосторожности, чтобы после него не осталось следов.

Негласный осмотр обычно сопровождается фотографированием документов и предметов, интересующих органы КГБ.

Методика негласного осмотра аналогична той, которая разработана в криминалистике для процессуального осмотра.




Основа секретного сотрудничества с органами государственной безопасности

- фактические обстоятельства общественного или личного характера, связывающие агента с органами государственной безопасности и побуждающие его секретно сотрудничать с ними.

Основой сотрудничества с органами государственной безопасности могут быть:

а) полное или частичное совпадение политических интересов и стремлений агента с политическими целями Советского государства (сотрудничество на идейно-политической основе);

б) заинтересованность агента в получении материальных или иных личных выгод в результате секретного сотрудничества с органами государственной безопасности (сотрудничество на основе заинтересованности в получения материальных или иных личных выгод);

в) зависимость агента от органов государственной безопасности в связи с наличием компрометирующих его материалов (сотрудничество на основе зависимости от органов государственной безопасности).

Основа секретного сотрудничества не всегда совпадает с основой вербовки агента. Нередко, например, агент, завербованный на основе зависимости от органов госбезопасности, в ходе секретного сотрудничества под идеологическим воздействием оперативного работника начинает сотрудничать с органами госбезопасности на идейно-политической основе.


Особый отдел (ОО) ВЧК - КГБ

- орган военной контрразведки Советского государства. Особый отдел создан на основе объединения фронтовых чрезвычайных комиссий и органов военного контроля. Решение о создании Особого отдела было принято на заседании Бюро ЦК РКП (б) 19 декабря 1918 года. Эта дата отмечается как день создания советских органов военной контрразведки. Первым начальником ОО ВЧК был М. С. Кедров.

6 февраля 1919 года Президиум ВЦИК утвердил Положение об Особом отделе ВЧК и его местных органах, где указывалось, что борьба с контрреволюцией и шпионажем в армии и на флоте возлагается на ОО ВЧК. Общее руководство этой борьбой должна была осуществлять Всероссийская чрезвычайная комиссия, которая через свой Особый отдел руководила работой местных отделов контролировала их деятельность и организовывала работу агентуры за границей и на оккупированной иностранными державами и занятой белогвардейцами территории.

14 января 1921 года было создано Секретно оперативное управление ВЧК, в состав которого вошли все оперативные отделы, в том числе и Особый отдел. Функции ОО расширились. Ему была поручена также организация контрразведывательной работы в стране.

8 мая 1922 года Коллегия ГПУ приняла решение ограничить функции Особого отдела. На него были возложены "задачи обслуживания Красной Армии и Флота по защите их от контрреволюционных элементов".

В 1930 году Особый отдел помимо агентурно-оперативного обеспечения частей и соединений Красной Армии и Флота, вновь была поручена борьба со шпионажем и другими формами подрывной деятельности капиталистических разведок и зарубежных антисоветских центров, борьба с политическим бандитизмом, кулацкими мятежами, с диверсионно-террористическими, националистическими и другими антисоветскими организациями и группами в стране.

10 июля 1934 года в составе НКВД СССР было образовано управление государственной безопасности. Функции Особого отдела вновь были ограничены. На него возлагалась задача защиты Красной Армии и Флота от шпионской и иной подрывной деятельности противника.

8 февраля 1941 года Особый отдел вновь подвергся реорганизации. Постановлением СНК СССР были созданы третьи управления НКО и НКВМФ СССР.

17 июля 1941 года 3-е Управление НКО было преобразовано в Управление особых отделов НКВД СССР.

В апреле 1943 года Управление особых отделов НКВД было реорганизовано в Главное управление контрразведки Народного комиссариата обороны СССР "Смерш" и Управление контрразведки Народного комиссариата Военно-Морского Флота СССР "Смерш".

Политбюро ЦК ВКП(б) 4 июля 1946 года утвердило структуру МГБ СССР. Органы военной контрразведки «Смерш» армии и флота были преобразованы в 3-е Главное управление МГБ СССР, которому поручили вести контрразведывательную работу в армии и на флоте.

С 1954 года органами военной контрразведки являются 3-е Управление КГБ при СМ СССР и особые отделы на местах.