КОНТРРАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ
Высшая краснознаменная школа Комитета Государственной Безопасности
при Совете Министров СССР им. Ф. Э. Дзержинского, 1972 г.


К






Картотека оперативно-справочная

- систематизированное собрание карточек со сведениями о лицах, проходящих по делам оперативного учета (действующим и хранящимся в архивах) и по оперативным подборкам, а также о других лицах, взятых на учет согласно действующей Инструкции по учету в органах государственной безопасности разрабатываемых, разыскиваемых и проверяемых лиц.

В оперативно-справочной картотеке карточки располагаются в строго алфавитном порядке. На оперативный и контрольный учет берутся, как правило, лица с полными установочными данными. В исключительных случаях допускается постановка на учет лиц с минимумом установочных душных: фамилия, ими, отчество, год рождения, адреса места жительства и места работы, а при редко встречающихся фамилиях - фамилия, имя, адрес места работы или места жительства.

Оперативно-справочная картотека ведется аппаратами оперативного учет КГБ - УКГБ - ОКГБ.


Картотека подсобная

- систематизированное собрание карточек со сведениями о лицах, представляющих интерес дли органов государственной безопасности, но не состоящих на оперативном учете.

В таких картотеках, в частности, учитываются лица, ведущие переписку с корреспондентами, живущими в капиталистических странах, связи иностранцев из капиталистических стран, лица, о враждебной длительности которых поступили первичные сигналы, и т. д. Эти картотеки ведутся в целях накопления оперативной информации и ее использования в текущей оперативной деятельности. В целях маневрирования агентами между подразделениями органы КГБ ведут по псевдонимам подсобные картотеки об оперативных возможностях агентов. В этих картотеках содержатся оперативные сведения об агентах (возраст, пол, внешность, знание иностранного языка, специальность, национальность и др.), что позволяет с помощью ИПС (информационно-поисковой системы) быстро подобрать нужного агента и сделать предварительные выводы о возможности его использования в оперативных мероприятиях.


Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР

- отраслевой орган советского государственного управления, действующий на правах союзно-республиканского министерства и обеспечивающий охрану государственной безопасности СССР.

На КГБ при Совете Министров СССР возложены следующие задачи:

разведывательная работа в капиталистических странах с целью своевременного получения достоверной, в том числе документальной, информации политического, военного, экономического, научно-технического и оперативного характера;

контрразведывательная работа по борьбе со шпионской, диверсионной, террористической и иной подрывной деятельностью иностранных разведок, зарубежных антисоветских центров и их агентуры внутри страны, в том числе в Советской Армии, Военно-Морском Флоте, в гражданской авиации, пограничных и внутренних войсках, войсках правительственной связи, на транспорте, на специальных и особо важных объектах;

борьба с идеологическими диверсиями разведывательных и иных специальных служб иностранных государств, идеологических и пропагандистских центров;

борьба с враждебной деятельностью антисоветских элементов внутри страны;

охрана государственной границы СССР;

ведение дознания и следствия по уголовным делам, отнесенным к компетенции органов КГБ;

охрана руководителей партии и правительства;

организация и обеспеченно правительственной связи и некоторые другие.

Для выполнения возложенных на него задач КГБ при совете Министров СССР имеет соответствующие органы в союзных и автономных республиках, в краях и областях, некоторых городах и районах, в военных округах, объединениях, соединениях и частях Советской Армии, на флотах и флотилиях Военно-Морского Флота, в войсках МВД, пограничных и специальных войсках, а также имеет резидентуры в капиталистических и развивающихся странах, представительства при органах безопасности социалистических стран, пограничные войска, войска правительственной связи, войска спецслужбы, учебные заведения и др.

Органы КГБ имеют право вести агентурно-оперативную paботу, производить в соответствии с законом обыски, задержания, аресты, вести дознание и следствие, проводить спецмероприятия, проверять состояние секретного делопроизводства в министерствах, ведомствах, учреждениях, предприятиях и организациях, осуществлять административный надзор за работой ведомственных радиостанций и др.

КГБ при Совете Министров СССР отчитывается в своей работе перед ЦК КПСС и Советом Министров СССР, а КГБ при советах министров союзных и автономных республик и другие местные органы - соответственно перед ЦК компартий союзных республик, крайкомами, обкомами, горкомами, райкомами партии и КГБ при совете Министров СССР.

Непременными условиями успешного выполнения возложенных на КГБ при Совете Министров СССР задач являются повседневное руководство Коммунистической партии органами государственной безопасности, их неразрывная связь с народом, строгое соблюдение социалистической законности, повышение политической бдительности и совершенствование чекистского мастерства.




Компрометация

- метод оперативного пресечения подрывной деятельности противника. Его сущность состоит в том, что до сведения лиц, от которых зависит компрометируемый, доводятся с использованием гласных и негласных возможностей достоверные или сфабрикованные данные, свидетельствующие о его неблаговидной деятельности. Компрометация осуществляется разведывательными или контрразведывательными органами в отношении:

государственных, политических и других буржуазных деятелей, ведущих активную подрывную работу против СССР и других социалистических стран;

главарей зарубежных антисоветских националистических и религиозных центров и организаций;

националистических и религиозных авторитетов, проводящих враждебную деятельность на территории СССР;

действующих в Советском Союзе под официальными прикрытиями разведчиков и агентов буржуазных государств и некоторых других лиц.

Следствием компрометация является полное или частичное прекращение скомпрометированными лицами или организациями подрывной деятельности против СССР.




Контакт на нейтральной основе

- отношения, устанавливаемые оперативными работниками с интересующими органы государственной безопасности лицами (кандидатами на вербовку в качестве агента, объектами разработки) при обстоятельствах, когда эти лица не догадываются, что вступают в общение с представителем органов КГБ. Такие контакты часто устанавливают и в неофициальной обстановке, когда внешним поводом для общения являются одинаковые интересы, привычки, наклонности и т. п.

Контакт на нейтральной основе является разновидностью контакта оперативного, устанавливаемого ни неофициальной основе.




Контакт оперативный -

1) в широком смысле - деловые отношения, установленные оперативным работником с тем или иным лицом, интересующим органы госбезопасности, для решения разведывательных или контрразведывательных задач (изучении лица, получение от него необходимой информации, оказание на него воздействия, создание условии для его вербовки, дезинформации или компрометации и т. д.);

2) в узком смысле - деловые отношения, установленные оперативным работником с кандидатом на вербовку с целью его изучения, определения пригодности к вербовке, формирования основ вербовки и осуществления других вербовочных мероприятий.

Контакт оперативный может возникнуть и развиваться на официальной и неофициальной основе, то есть быть по форме официальным и неофициальным.

В официальных контактах оперативные работники выступают перед объектами своих действий в качестве представителей органов Советского государства или общественных организаций, а в некоторых случаях и в качестве представителей органов государственной безопасности.

В неофициальных контактах они выступают как частные лица, вне связи с их служебной или общественном деятельностью, их принадлежность к органам КГБ скрывается. Контакт в такой форме нередко именуется контактом на нейтральной основе.


Контрольный учет

- вид учета, ведущегося в органах государственной безопасности. На контрольный учет берутся:

1) лица, в отношении которых поступили материалы, дающие основание подозревать их в подрывной деятельности, то есть лица, проходящие по делам оперативной проверки;

2) кандидаты на вербовку, с которыми установлен оперативный контакт или которые изучаются другими методами и средствами;

3) лица, профилактированные органами КГБ, когда принято решение осуществлять за ними дальнейшее наблюдение.

Назначение контрольного учета - исключить параллельное изучение и проверку одних и тех же лиц, интересующих органы государственной безопасности.


Контрразведывательный отдел (КРО)

- структурное подразделение ГПУ - ОГПУ, созданное 8 мая 1922 года в составе ГПУ с целью борьбы со шпионажем, с белогвардейской контрреволюцией и заговорами, бандитизмом, контрабандой и незаконным переходом границы. 10 сентября 1930 года КРО объединен с Особым отделом ОГПУ.

3 февраля 1941 года в составе НКГБ СССР было создано Контрразведывательное управление, а в местных органах НКГБ — контрразведывательные отделы (КРО), которые просуществовали до слияния НКГБ с НКВД 20 июля 1941 года.