КОНТРРАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ
Высшая краснознаменная школа Комитета Государственной Безопасности
при Совете Министров СССР им. Ф. Э. Дзержинского, 1972 г.


Ц






Центральное объединение политических эмигрантов из СССР (ЦОПЭ)

- антисоветская эмигрантская организация, созданная при участии американской разведки в 1952 году в Мюнхене (ФРГ) из лиц, изменивших Родине в послевоенное время, в том числе и уголовных преступников. Позднее в организации стали приниматься и лица, изменившие Родине в период войны. Филиалы организации имеются в США, Бельгии, Франции и Австрии.

В 50-х - начале 60-х годов на средства американцев организация издавала типографским способом журнал "Свобода", антисоветские листовки и воззвания с призывами к измене Родине, которые пыталась распространять среди военнослужащих советских войск в ГДР и засылать в СССР. В 1953 году по указанию американской разведки главари ЦОПЭ открыли в Мюнхене школу пропагандистов (просуществовала меньше года). В ней участники ЦОПЭ готовились для ведения активной пропагандистской работы против советских войск в ГДР и Австрии. Слушателей обучали методам установления связи с советскими военнослужащими, методам вербовки агентов из жителей ГДР для использования их в подрывной работе по склонению советских военнослужащих к измене Родине, методам конспирации и т. п.

В подчинении ЦОПЭ имелся находившийся в Мюнхене "Дом дружбы", который на средства антисоветского так называемого "Толстовского фонда" обеспечивал изменников Родины питанием, жильем и работой. В этом доме американская разведка изучала изменников Родины и целях их вербовки для использования в разведывательной работе против Советского Союза.

Филиал ЦОПЭ в Западном Берлине использовался работниками американской разведки для сбора шпионских сведении о советских войсках в ГДР и для организации провокаций против советских военнослужащих.

В начале 60-х годов активность ЦОПЭ значительно снизилась, однако в последние годы ЦРУ США приняло меры к усилению антисоветской работы этой организации. Участники ЦОПЭ привлекаются к осуществлению акций идеологической диверсии против советских учреждений и граждан за границей.


Церкви легальные в СССР

- организации духовенства и верующих различных религий, отдельных их направлений или течений, деятельность которых не противоречит нормам советского права (в том числе советскому законодательству о религиозных культах). В христианской религии церковью называют и культовое здание (храм), где происходит богослужение.

Разрешение на деятельность религиозные организации получают после регистрации в Совете по делам религии при Совете Министров СССР или в аппаратах его уполномоченных на местах.

В СССР действуют: русская православная церковь, грузинская автокефальная православная церковь, церковь армяно-апостольская, церковь католическая, церковь протестантская, церковь лютеранская, церковь мусульманская, церковь буддийская и церковь иудейская.

В последние годы расширились связи религиозных организаций в СССР с иностранными церковными организациями. Все это создает благоприятные условия для выполнения контрразведывательных задач с помощью агентов органов КГБ из среды духовенства. Но одновременно следует учитывать стремление зарубежных религиозных организаций и капиталистических разведок использовать международные связи церковных организации в СССР в своих подрывных целях.


Церкви нелегальные в СССР

- отдельные церковные общины, главным образом христианской религии, деятельность которых противоречит нормам советского права (в том числе советскому законодательству о религиозных культах). Вследствие этого такие религиозные общины не подлежат регистрации в Совете по делам религии при Совете Министров СССР, что является официальным запрещением их деятельности.

Наиболее реакционной нелегальной церковью в СССР является бывшая униатская (греко-католическая) церковь - религиозная организация, возникшая в 1596 году на основе навязанной Ватиканом унии (союза) православной церкви с католической. Униатская церковь сразу после Великой Октябрьской социалистической революции заняла враждебную позицию по отношению к Советской власти.

По решению собора греко-католической церкви во Львове в 1946 году навязанная Ватиканом уния была отменена и униатская церковь была ликвидирована путем объединении с русской православной церковью (РПЦ). Однако наиболее реакционная часть униатского духовенства отказалась от воссоединения с РПЦ, сохраняет верность Ватикану и продолжает стоять на антисоветских позициях. Представители этого реакционного духовенства в западных областях Украины явились вдохновителями украинского буржуазного национализма. Они располагают многолетним опытом антисоветской работы под руководством Ватикана и капиталистических разведок.

Ватикан продолжает предпринимать настойчивые попытки к возрождению униатской церкви в СССР и активизации враждебной деятельности бывшего униатского духовенства.

В отдельных местах СССР имеются также нелегальные малочисленные группы церковников, именующих себя "истинно-православными христианами". Они оппозиционно настроены к руководству РПЦ за его лояльное отношение к советской действительности.


Церковно-сектантский авторитет

- лицо, пользующееся особым влиянием и общим признанием в церковной или сектантской среде. Его мнение по вопросам веры, а также по ряду других вопросов воспринимается верующими как непререкаемая истина.

Церковно-сектантские авторитеты нередко являются главарями и наиболее активными участниками враждебных церковных или сектантских групп.